
14 октября в центре «Преображение» состоялось родительское собрание, на котором, кроме текущих вопросов, обсуждался вопрос актуальности религиозного образования в наши дни. На собрании было отмечено, что признанием актуальности религиозного образования является введение в общеобразовательные школы предмета об основах религиозной культуры. Впрочем, это актуальным было всегда. Удивительным фактом является тот, что все попытки найти в истории какой-либо атеистический народ не дал положительного результата. И даже беглый взгляд на недавнюю атеистическую эпоху в нашей стране показывает, что неразумной веры и фанатичной религиозности было тогда больше, чем сейчас. Только, как оказалось, вера в то, чего нет на самом деле, не дает удовлетворения душе, порождая сомнения и в конечном итоге приводя к разочарованию.
В наше время стало возможным открыто говорить об истинной религии и ее ценностях. Однако за прошедшие десятилетия периода советского образования в массовом общественном сознании были почти полностью утрачены знания в области религиозной культуры. И такое незнание не просто недостаток, но опасное состояние, ибо оно не дает защиты от влияния лживых религиозных течений и темной духовности. Это еще более насущным представляет наличие религиозного образования.
Наши предки это понимали очень хорошо. И поэтому еще со времен Крещения Руси религиозное образование входило в состав образования общего и составляло его сердцевину. Это и понятно, ибо цель древнерусского образования определялось по этимологии самого слова «образование», корнем которого является слово «образ», указывающее на наличие идеала, который необходимо раскрыть в человеке. По учению христианскому самым важным преимуществом человека в ряду прочих созданий Божьих является то, что Творец благоволил украсить его Своим образом и подобием (Быт. 1;26). По объяснению святоотеческому, образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее высшей духовной силе и ее главных способностях: уме, сердце и воле, а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком. С падением праотцев грех исказил в человеческой природе Божественное подобие, сделав тем самым непотребным и сам образ. Нарушился принцип гармонии сил и частей в человеческой природе, которые разрознились и начали бороться и препираться между собой. Православие призвало падшее человечество к восстановлению этой гармонии, к восстановлению утраченного образа Божия и его преображению во образ Христов. Приняв православие и усвоив его нравственные ценности, самосознание нашего народа стало руководствоваться им во всех областях жизни, в частности, и в области образования. Таким образом, задача образования полностью совпала с задачей Церкви и в силу этого центрами образования являлись в первую очередь храмы и монастыри. «Попови, что есть иное дело, разве учения», — говорили в древней Руси.
Цель такого образования было указать путь, средства и условия уподобления Христу, показавшему совершенный образ человечности в условиях этого мира. Примечательно и то, что сочинения мудрых и великих людей изучались не ради знания или получения «дипломов», но из стремления найти путь избавления от рабства страстей. Естественно, что таким образованием занимались исключительно те из воспитателей, которые сами уже были образованными в подлинном смысле этого слова, т.е. которые не просто владели теми или иными знаниями, но опытно прошли уже путь стяжания святости и отобразили в себе Христа. Получивший такое образование, становился человеком в подлинном смысле слова и нередко человеком святым. Целью древнерусского образования являлось стремление сделать человека духовно цельной личностью, сделать его мудрым, а не многознающим; святым, а не страстным и развращенным. «Не тот мудр, кто много грамоте умеет, — говорили на Руси, — а тот мудр, кто много добра творит». Так, воспитывался наш народ и так, созидалась национальная культура Руси, которую называли святой.
Но со временем под влиянием Запада в нашей стране появились иные цели образования, иные принципы и методы его постановки. Задачей нового типа образования стало не воссоздание человека в его первозданной красоте, не уподобление Христу и соединение с Ним, а приобретение формальных, теоретических знаний, безотносительно к нравственному состоянию образовываемого. Духовное совершенство заменилось многознанием. Во главу угла такого образования были положены исключительно земные интересы и профессионализм. В педагогике это проявляется в стремлении не столько научить осмысливать явления, как собственной духовной жизни, так и явления внешнего мира, не столько ориентировать на жизненном пути, сколько просто сообщить некоторые пассивные знания об этом.
К чему привел такой тип образования у нас в России, красноречиво говорит история. В этом отношении справедливым является замечание, что образование без основы своей, т.е. без «образа», стало безобразным, как не соответствующим идее образования, а именно формированию личности по заданному образу. Об этом предупреждали лучшие люди прошлых веков и призывали к изменению образовавшейся системы воспитания. Свят. Феофан Затворник (1815-1894 г.) с грустью констатировал тот факт, что в школьное воспитание были допущены нехристианские начала, которые портили юношество и воспитывали в нем антихристианский дух. Еще тогда он говорил, что если не изменится образ воспитания, то это приведет к плачевным результатам. Об этом же скорбел и свт. Филарет, митрополит Московский (1782-1867 г.), говоря, что «теперь трудно возвратить от глупых распутий тех, кто более других имеют притязания на просвещение». От себя можно добавить к этому замечанию и то, что чем быстрей и дольше мы будем идти, выбрав неправильное направление, тем дальше мы будем от истинной цели и тем труднее нам будет возвратиться назад и встать на правильный путь.
Мы считаем необходимым скорейшее возвращение к традиционному для Руси образованию как более всего соответствующему идее образования. И организация духовно-просветительского центра «Преображение» при Борисоглебском мужском монастыре — это наша попытка сделать в этом направлении робкие шаги, которые, как мы надеемся, приведут наших воспитуемых не только к восстановлению утраченного в творении образа Божия, но и его преображению по образу Господа нашего Иисуса Христа.
В заключение было решено собираться почаще для обсуждения подобных тем. Следующее собрание предполагается посвятить обсуждению вопросов религиозной безопасности.